Осень еще только смешивает свои краски, но ее наступление уже можно заметить. Как обычно, в сентябре улицы и скверы столицы постепенно заполняются людьми. И дело здесь не только в том, что закончился сезон отпусков, — храмы Мельпомены и Терпсихоры распахивают двери для театралов, которых ждут новые спектакли.
Порадует премьерой и Театр «Кремлевский балет», который откроет новый сезон спектаклем «Волшебная флейта» в постановке народного артиста РФ Андрея Петрова. Историю любви под музыку великого Моцарта впервые расскажут языком танца в рамках уже традиционного Международного фестиваля балета в Кремле. В этом году на суд зрителей будут представлены десять постановок, в том числе с участием звезд из Италии, Кореи, Великобритании, Норвегии, Нидерландов.
Вербальную экскурсию по фестивалю и планам «Кремлевского балета» на грядущий сезон для читателей Eclectic провел новый художественный руководитель театра народный артист РФ Андрис Лиепа.
Андрис Марисович, в 2014 году в «Кремлевском балете» уже произошло немало изменений — взять хотя бы кадровые: театр возглавили вы, пришли новые танцовщики. А какие творческие сюрпризы ждут публику в начинающемся сезоне?
Сезон, как вы знаете, откроется премьерным спектаклем «Волшебная флейта», который готовит Андрей Борисович Петров. Сейчас он работает с итальянскими художниками, создающими декорации. Премьера состоится в рамках III Международного фестиваля балета в Кремле — можно сказать, что это своеобразный творческий отчет «Кремлевского балета» перед зрителями. Я очень рад, что к нам приедут молодые, но очень талантливые танцовщики из Мариинского театра, а также артисты из La Scala, Covent Garden, из Национального балета Нидерландов, корейские и норвежские танцовщики. Фестиваль можно назвать самым мощным по составу артистов, если сравнивать с предыдущими.
Какова главная цель фестиваля?
Долгие годы у Андрея Борисовича была тенденция не приглашать артистов в guest-спектакли. Труппа была очень закрытой. Когда мы начали совместно работать над «Русскими сезонами», пришло понимание того, что помимо артистов, работающих в театре, нужно приглашать еще и мировых звезд, чтобы подогревать интерес публики и танцовщиков к спектаклям. Возможность один раз увидеть танцующих Барышникова или Нуреева для артиста балета зачастую стоит всего имевшегося творческого опыта. Когда на сцене работает профессионал, рождается магия, связывающая танцовщика и зрителя. Молодым артистам чаще всего не хватает подобной харизмы и энергетики. Умение заставить каждого зрителя в шеститысячном зале смотреть на тебя, а не на то, чтó в этот момент делает Королева и почему она сидит и разговаривает с Ротбартом, достигается не только тренировками в балетном классе. И я рад, что труппа стала не такой закрытой. Думаю, мы движемся в правильном направлении.
При подготовке к фестивалю приглашенные танцовщики очень ограничены в сроках. Как происходят репетиции?
Танцовщикам высылаются диски со спектаклем, в котором они будут танцевать. Также можно посмотреть ролики на YouTube. Сейчас это очень просто.
Но разве может дистанционное обучение заменить работу в паре?
Когда я приезжал в La Scala, чтобы танцевать «Жизель» с Карлой Фраччи, у нас было только два дня на подготовку. Это объективная реальность: чтобы пригласить артиста, нужно поселить его в гостиницу, выплатить суточные. Если танцовщиков много, то каждый час обходится в круглую сумму. Плюс ко всему прочему — танцовщики очень заняты и вырвать их из графика на неделю практически невозможно.
Насколько отличаются стили наших танцовщиков и их зарубежных коллег по сцене? Какие качества присущи русской балетной школе?
Отличия замечают прежде всего ценители. Нашей школе свойственна бóльшая выразительность, эмоциональность. Иногда это идет в ущерб аккуратности и исполнению небольших технических деталей. Но это никак не мешает ценителям русского балета за границей восторженно принимать его — ведь нашей балетной школе больше 280 лет. Когда я приезжал в Америку, то говорил: «Слушайте, ребята, вашей стране всего 200 лет. В начале моей карьеры нашей школе было уже 250. Поверьте, у нас просто „разные весовые категории“. Благодарите Бога за то, что из-за Октябрьской революции Баланчин и Фокин остались в Америке и начали работать у вас, создав американский балет».
Современное искусство часто нацелено на эпатирование публики — спектакли же «Кремлевского балета», напротив, отличаются традиционностью, не теряя при этом почитателей. Вы можете поделиться секретом успеха, верный критерий которого – возвращение зрителя вновь и вновь?
Когда я работал артистом Большого театра, Кремлевский дворец был нашей второй сценой и часть спектаклей проходила здесь. Двадцать лет назад произошло разделение и Большой театр стал абсолютно независимым. Андрей Борисович работал в то время главным балетмейстером в Кремлевском дворце, где он остался и создал собственную труппу. Руководство Кремлевского дворца понимало, что зритель должен на что-то ходить. Как ни странно, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» в выходные дни даже в те времена всегда собирали полный шеститысячный зал.
В труппе Андрея Борисовича присутствует некий флер, навеянный еще тем временем. Больше половины репертуара «Кремлевского балета» — это творческое переосмысление Петровым классических постановок. Сейчас репертуар «Кремлевского балета» состоит из 15 спектаклей, у нас есть еще 12 спектаклей из «Русских сезонов». Некоторые постановки не идут больше ни в одном театре мира. Но как бы мы ни танцевали, кто-то все равно скажет: «Ну, это же не Маринка…» Магия и имидж театра влияют и на зрителя, и на ценовую политику.
Говорят, что совместно с клавишником знаменитых The Cure Роджером О’Доннеллом вы готовите балет «Портрет Дориана Грея», — поведайте, пожалуйста, подробности для наших читателей.
Несколько лет назад Роджер оказался на нашем спектакле в Лондоне. Он настолько проникся любовью к русскому балету, что решил сам написать музыку для одной из постановок. Как оказалось, Роджер очень любит классическую музыку. Он пригласил меня на свой концерт в Альберт-холл, где собралось больше семнадцати тысяч зрителей. Тогда The Cure отыграли 38 песен! Я даже представить не мог, что это физически выполнимо. При этом на протяжении всего концерта атмосфера была непередаваемая. Роджер выделил для нас ложу, и мы в полном восторге наблюдали за выступлением группы и реакцией зрителей. После чего мы встретились и обсудили сотрудничество.
Где и когда планируется премьерный показ спектакля?
В качестве его места мы рассматриваем Театр имени Наталии Сац: в нем хороший оркестр и Роджер нашел общий язык с дирижером Алевтиной Иоффе. Я буду курировать этот проект, но уже как друг Роджера, так как сама идея мне очень нравится. У него уже есть несколько интересных композиционных ходов, найден художник, который будет делать декорации, и я склонен разделять его видение спектакля. Мы еще не остановились на хореографе. Кандидатуры есть, но без написанной музыки искать подходящую персону нецелесообразно. Поэтому стараемся не форсировать события, а делать все шаг за шагом.
Костюмы из спектаклей вашего театра будут представлены 23 августа в парке «Сокольники» на фестивале «Thank you, Leto»; до этого их могли видеть театралы на Кипре. Планируете ли вы и в дальнейшем устраивать такие показы в России?
Что-то подобное мы делали и раньше, выставляя к юбилею Мариса Лиепы его костюмы в Гербовом фойе Кремлевского дворца. Это очень интимно и интересно — когда зритель приходит на спектакль и видит элементы, использовавшиеся при его создании. Театральный костюм — часть культуры нашей страны, ее достояние. Иногда в проведении таких выставок возникают технические сложности: трудно найти 25–30 подходящих манекенов для балетных костюмов, поскольку на имеющиеся в наличии они чаще всего просто не налезают. Для мужских костюмов приходится брать женский манекен и заполнять пустоты бумагой.
Существуют ли вообще для танцовщиков особые антропометрические стандарты?
Моду на высоких балерин ввел Джордж Баланчин. До этого такие сразу получали статус харáктерной танцовщицы и не могли исполнять классические партии. Первой высокой женщиной в балете стала Ида Рубинштейн, танцевавшая у Фокина и Дягилева в «Клеопатре» и «Шахерезаде». А стандартов не существует. Иногда небольшой танцовщик выглядит весьма внушительно на сцене. Когда ты танцуешь с высокой балериной, то выглядишь меньше, чем есть на самом деле: это пропорция дуэтных вещей. Так что стандартов нет. Качество — в профессионализме.
Какие цели и задачи поставлены труппе на следующий год?
Из классического репертуара я очень хочу поставить «Баядерку». Для этого у нас немного не хватает «личного состава», так что придется добрать нескольких балерин в женский кордебалет. Также мы ведем переговоры с фондом Ролана Пети, чтобы забрать себе права на поставку «Пиковой дамы». Кроме того, планируется постановка спектакля «Карнавал» из «Русских балетных сезонов». С Патриком де Бана обсуждаем идею нового спектакля о жизни Нижинского, основанного на музыке Черепнина к балету «Нарцисс». У нас был подобный опыт при постановке «Клеопатры — Иды Рубинштейн». Это постановка о том, как Ида готовится к спектаклю «Клеопатра»: на протяжении часа и десяти минут мы наблюдаем за репетицией Иды, за ее общением с Дягилевым и Фокиным. Затем все видят премьеру «Клеопатры». То есть из всего спектакля сама «Клеопатра» идет только 15 минут в самом конце действия — это так называемая «фантазия на тему».
Сейчас труппа готовится к новым гастролям, на которых хотелось бы показать новые спектакли, а пока ищем спонсоров, которые помогли бы воплотить все наши планы и замыслы в жизнь.
Беседовала Надежда Коротченкова
Фотографии: Владимир Мухаметчин
Метка Балет
[fb-like-button]Поделиться:
Еще на эту тему
-
Евгений Миронов и Чулпан Хаматова изменили мир
Это история не про политику, а про удивительную семейную пару, которой было суждено изменить мир и во многом опередить своё время. Про их любовь, мечты и разочарования.
-
Некурортный роман в МХАТ им. М. Горького
Спектакль «Некурортный роман» сделан в технике документального театра - в пьесе использована речь реальных женщин. В некотором смысле документальность жанра – отсылка к МХАТ начала ХХ века, когда театр открыл Чехова и Горького как больших драматургов.
-
Звезды сошлись: Федор Шаляпин и Юджин О’Нил встретились в Москве
С первой и до последней минуты спектакля мы понимаем, что перед нами разворачиваются драмы двух гениев, которые могли бы соединиться в творчестве, но, увы, звезды не сошлись .
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.